Святой апостол Павел

Апостол Павел — вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. В книгах Нового Завета четыре Евангелия, описывающие земную жизнь, учение и деяния Иисуса Христа, по объему составляют 44 %, собрание посланий апостола Павла (так называемый Корпус Паулинум) вместе с описанием его миссионерской деятельности в книге Деяний — 40 %.

В научной литературе XIX-XX веков даже существовала теория, не изжитая до сих пор, согласно которой именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия.

Апостола Павла вполне всерьез называли «основателем христианства» (Ф. Ницше в «Антихристе» считал Павла подлинным основателем христианства, «распявшего Спасителя на своем кресте»). Именно Павлу приписывали превращение христианства из одного из течений внутри иудаизма в движение, порвавшее с иудаизмом и осознавшее себя самостоятельной религией.

Некто из исследователей Нового Завета сказал, что без кипучей деятельности Павла среди языческих народов христианству грозило вырождение в одну из многочисленных иудейских сект. Однако благодатью Божией произошло то, что произошло: немногочисленная группа христиан благодаря апостолу Павлу в весьма короткое историческое время превратилась в универсальную, не знающую географических, национальных и социальных границ Церковь Христову; Церковь, которая в проповеди Апостола ясно осознавала свою исключительность и радикальное отличие не только от язычества, но и от ветхозаветного иудейства. 

До сегодняшнего дня об апостоле Павле до сих пор говорят, как об «архитекторе христианства»:

Только Павел понял, что будущее христианства — в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову. Его можно назвать архитектором христианства… Павел внушил миру свое видение христианства и прежде написания Евангелий сформулировал законы, по которым будет жить Церковь.
Деко Л. Апостол Павел.

В тоже время порой приходится слышать, что настоящее христианство было только до апостола Павла, Павел же разработал собственную богословскую концепцию, которая лишь использует христианскую терминологию, а по сути — совершенно другое вероучение. И мы, христиане, на самом деле должны называться «павлианами». Это мнение нередко подается как последнее слово науки, идут отсылки к западным библеистам, и некоторые верующие испытывают, как сейчас говорят, «когнитивный диссонанс».

Сторонники теории павлианства считают, что Павел изменил учение не только Иисуса Христа, но и изначальное учение первых христиан. Этой точки зрения придерживаются мусульмане еще с 8 века, затем теорию павлинизма разделяли Томас Джефферсон, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Бертран Рассел и также ряд западных библеистов. Но современная библеистика отвергает эту теорию.

Апостол Павел, живший почти два тысячелетия назад продолжает беседовать с нами через свои Послания. Письма эти чрезвычайно богаты содержанием, хотя и требуют большего труда для уяснения, чем другие новозаветные книги.

Через них пришел ко Христу блаженный Августин, не жалеет хвалебных слов об апостоле Павле Иоанн Златоуст. Но глубина Павлова богословия таит и большие опасности. Однобокое толкование посланий апостола привело Лютера к уклонениям от правой веры, и до сего дня протестанты ни на что другое так охотно не ссылаются, как на послание Павла к Римлянам, ухитряясь противопоставлять его всему остальному Писанию.

Жан Кальвин также по-своему трактует учение Аврелия Августина в части богословия Апостола Павла.

Я собрал небольшой материал об Апостоле Павле и его Посланиях и предлагаю с помощью богословов и библеистов почитать то что он пишет нам с этой картины (художник.: Валантен де Булонь) . Оригинальность данной работы заключается в том, что мне хочется рассказать о них параллельно с Деяниями Апостолов и в контексте Истории Христианской Церкви.

2 комментария к “Святой апостол Павел”

  1. Интересно, как автор проводит параллели с теорией о том, что Павел создал христианство, сделав его самостоятельной религией. Это добавляет остроты в статью и заставляет задуматься о сложности и разнообразии толкований вероучения.

    Очень понравился упомянутый факт о том, что Павел обратился к язычникам, и благодаря этому христианство перестало быть узким течением внутри иудаизма, а стало универсальной религией. Такие моменты подчеркивают гениальность и стратегическое мышление апостола Павла.

    Сравнение его с «архитектором христианства» звучит не только красиво, но и весьма уместно. Автор действительно убедительно аргументирует, что Павел сформулировал законы и установил основы, которые легли в основу будущей Церкви.

    Также хочется отметить, что автор не боится упоминать об опасностях, связанных с однобоким толкованием посланий Павла. Это призывает читателей более глубоко погрузиться в изучение его учения и избегать ошибочных интерпретаций.

    Отличная работа 👏

    Ответить
    • Большое спасибо за ваш комментарий.
      только я всё же бы уточнил что авторство звания «архитектора христианства» принадлежит французскому писателю, драматургу, историку, тележурналисту Алену Деко автору книги «Апостол Павел. ЖЗЛ. Жизнь замечательных людей».

      Ответить

Добавить комментарий для Леонид Катков Отменить ответ