Святой апостол Павел

Апостол Павел — вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. В книгах Нового Завета четыре Евангелия, описывающие земную жизнь, учение и деяния Иисуса Христа, по объему составляют 44 %, собрание посланий апостола Павла (так называемый Корпус Паулинум) вместе с описанием его миссионерской деятельности в книге Деяний — 40 %.

В научной литературе XIX-XX веков даже существовала теория, не изжитая до сих пор, согласно которой именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия.

Апостола Павла вполне всерьез называли «основателем христианства» (Ф. Ницше в «Антихристе» считал Павла подлинным основателем христианства, «распявшего Спасителя на своем кресте»). Именно Павлу приписывали превращение христианства из одного из течений внутри иудаизма в движение, порвавшее с иудаизмом и осознавшее себя самостоятельной религией.

Некто из исследователей Нового Завета сказал, что без кипучей деятельности Павла среди языческих народов христианству грозило вырождение в одну из многочисленных иудейских сект. Однако благодатью Божией произошло то, что произошло: немногочисленная группа христиан благодаря апостолу Павлу в весьма короткое историческое время превратилась в универсальную, не знающую географических, национальных и социальных границ Церковь Христову; Церковь, которая в проповеди Апостола ясно осознавала свою исключительность и радикальное отличие не только от язычества, но и от ветхозаветного иудейства. 

До сегодняшнего дня об апостоле Павле до сих пор говорят, как об «архитекторе христианства»:

Только Павел понял, что будущее христианства — в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову. Его можно назвать архитектором христианства… Павел внушил миру свое видение христианства и прежде написания Евангелий сформулировал законы, по которым будет жить Церковь.
Деко Л. Апостол Павел.

В тоже время порой приходится слышать, что настоящее христианство было только до апостола Павла, Павел же разработал собственную богословскую концепцию, которая лишь использует христианскую терминологию, а по сути — совершенно другое вероучение. И мы, христиане, на самом деле должны называться «павлианами». Это мнение нередко подается как последнее слово науки, идут отсылки к западным библеистам, и некоторые верующие испытывают, как сейчас говорят, «когнитивный диссонанс».

Сторонники теории павлианства считают, что Павел изменил учение не только Иисуса Христа, но и изначальное учение первых христиан. Этой точки зрения придерживаются мусульмане еще с 8 века, затем теорию павлинизма разделяли Томас Джефферсон, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Бертран Рассел и также ряд западных библеистов. Но современная библеистика отвергает эту теорию.

Апостол Павел, живший почти два тысячелетия назад продолжает беседовать с нами через свои Послания. Письма эти чрезвычайно богаты содержанием, хотя и требуют большего труда для уяснения, чем другие новозаветные книги.

Через них пришел ко Христу блаженный Августин, не жалеет хвалебных слов об апостоле Павле Иоанн Златоуст. Но глубина Павлова богословия таит и большие опасности. Однобокое толкование посланий апостола привело Лютера к уклонениям от правой веры, и до сего дня протестанты ни на что другое так охотно не ссылаются, как на послание Павла к Римлянам, ухитряясь противопоставлять его всему остальному Писанию.

Жан Кальвин также по-своему трактует учение Аврелия Августина в части богословия Апостола Павла.

Я собрал небольшой материал об Апостоле Павле и его Посланиях и предлагаю с помощью богословов и библеистов почитать то что он пишет нам с этой картины (художник.: Валантен де Булонь) . Оригинальность данной работы заключается в том, что мне хочется рассказать о них параллельно с Деяниями Апостолов и в контексте Истории Христианской Церкви.

2 комментария к “Святой апостол Павел”

  1. Интересно, как автор проводит параллели с теорией о том, что Павел создал христианство, сделав его самостоятельной религией. Это добавляет остроты в статью и заставляет задуматься о сложности и разнообразии толкований вероучения.

    Очень понравился упомянутый факт о том, что Павел обратился к язычникам, и благодаря этому христианство перестало быть узким течением внутри иудаизма, а стало универсальной религией. Такие моменты подчеркивают гениальность и стратегическое мышление апостола Павла.

    Сравнение его с «архитектором христианства» звучит не только красиво, но и весьма уместно. Автор действительно убедительно аргументирует, что Павел сформулировал законы и установил основы, которые легли в основу будущей Церкви.

    Также хочется отметить, что автор не боится упоминать об опасностях, связанных с однобоким толкованием посланий Павла. Это призывает читателей более глубоко погрузиться в изучение его учения и избегать ошибочных интерпретаций.

    Отличная работа 👏

    Ответить
    • Большое спасибо за ваш комментарий.
      только я всё же бы уточнил что авторство звания «архитектора христианства» принадлежит французскому писателю, драматургу, историку, тележурналисту Алену Деко автору книги «Апостол Павел. ЖЗЛ. Жизнь замечательных людей».

      Ответить

Оставьте комментарий