Святой апостол Павел Обращение Савла

Новый Завет знакомит нас, на первый взгляд, с двумя совершенно разными людьми — это фарисей Савл и Павел — Апостол Иисуса Христа.

Чем больше времени проходит с момента подлинных исторических событий, тем всё менее их герои в сознании их пламенных поклонников остаются похожими на себя. Не избежал данной участи и апостол Павел. Павел – это уже не реальный человек, а икона.

“Возможно ли написать биографию человека, если не известны ни его полное имя, ни дата рождения, ни обстоятельства смерти? “ – задается вопросом Мария-Франсуаза Басле в начале своей книги Апостол Павел.

Мне к счастью нет необходимости писать биографию апостола Павла потому что это уже сделали многие, намного более талантливые и профессиональные авторы, и мне остаётся приятная возможность делиться ссылками на их труды в конце этой и последующих записей. Сегодня же мы поговорим только об одном эпизоде из его жизни, который очень часто называют «чудо на пути в Дамаск».

Сначала я предлагаю посмотреть очередную  225-ю серию из видеокурса Закон Божий  
Обращение Апостола Павла.

Зачем Савл отправился в Дамаск? Специально для того, чтобы заняться выявлением и истреблением христиан, или с какой-то иной целью? Этого мы точно не знаем.
Достоверно этого никто не знает, поэтому так много интерпретаций этого сверхъестественного события, которые нашли своё отражение в художественных и мультипликационных, документальных и научно познавательных фильмах, ссылки на которые я также буду выкладывать.

Однако не только в литературе и кинематографе отображены эти события, но и в изобразительном искусстве.

В средневековом искусстве этот сюжет не был особо распространен, обычно его изображали под алтарем предела святого, как одну из нескольких сцен его жизни. 
Начиная с эпохи Возрождения, он постепенно стал популярным в качестве сюжета для более крупных картин.

Обращение Павла изображали многие художники, в том числе Альбрехт ДюрерФрансиско КамилоДжованни Беллинифра Анджеликофра БартоломеоПитер Брейгель Старший
Уильям БлейкЛука ДжорданоСанте Перанда и Хуан Антонио де Фриас-и-Эскаланте

Нидерландский живописец Питер Пауль Рубенс также создал несколько работ на которых мы можем увидеть апостола, а их числе и Обращение Павла.

На большом количестве картин Павел и его спутники путешествуют верхом по Дамасской дороге, причем Павел чаще всего на белом коне, и хотя это не упоминается в библейских повествованиях (в них вообще не говорится, как он путешествовал), но это безусловно, создает для нас более драматичную композицию. 

И вот какая мысль мне сейчас пришла в голову — собрать бы все эти картины и сделать из них слайд шоу, а в качестве музыкального сопровождения взять что-нибудь соответствующие, например:

Обращение Павла является основным аргументом в оратории Феликса Мендельсона Бартольди  «Паулюс» (Святой Павел). Этому также посвящен хоровой мотет Сауле (Сауле, помоги мне в трудную минуту) Гиаша де Верта, ещё есть и произведение смешанного хора из восьми частей акапелла 
«Обращение Савла«, написанное Зейн Рэндаллом Строупом.

Мне нравится идея со слайд шоу (это было лирическое отступление), и мы возвращаемся к сегодняшней теме и обратимся к первоисточникам.

Основным источником биографических сведений о Павле является книга Деяний апостольских.
Другим важным источником являются Послания Павла. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, а основное внимание уделяет богословским и нравственным вопросам.
Тем не менее в ряде случаев два источника являются взаимодополняющими и в совокупности они дают нам достаточно полное представление о жизни и учении апостола.
Наконец, имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с некоторой долей вероятности восстановить события из жизни апостола Павла.

Именно в девятой главе Книги Деяний Апостолов представлена история обращения Савла.
Это настолько важное событие в Истории Христианской церкви что евангелист Лука трижды включил его в свое повествование, один раз в собственном изложении и дважды представил его пересказ устами самого апостола Павла (Деян. 22:6-16; 26:12-18).

Поскольку по какой-то нелепой случайности не у всех под руками есть эта книга прямо сейчас, и совсем не хочется отвлекаться на переходы по ссылкам, поэтому я предлагаю обратиться к визуальной Библии и посмотреть девятую главу Деяний апостолов начиная по шкале времени  с 51.33 .

Если прочитать или просмотреть все эпизоды подряд, то, даже не специалисту, можно заметить некоторые расхождения, можно сказать даже противоречия в некоторых деталях описания события.

Эти противоречия стали предметом дебатов, дискуссий, споров, которые приводили к серьёзным теологическим разногласиям между различными конфессиями христианской церкви.

С православным видением этого неординарного события можно  познакомиться, прочитав, например книгу святителя Иннокентия Херсонского Жизнь и труды апостола Павла.

Критически настроенные читатели и исследователи были всегда, например в XIX веке, некоторые полностью исключили любые сверхъестественные явления, поэтому пытались истолковать сообщения Луки (и самого Павла) как неадекватные описания естественных причин.

Ко всем этим, и к сотням тысяч нагугленных постов, замечаниям, толкованиям и их теологическим последствиям мы ещё вернёмся, после того, как более подробно познакомимся с жизнью и богословием апостола Павла.

Скорее всего со мной не согласятся многие ученые религиоведы, специалисты по наследию апостола Павла, а также и те кто читал о нём много книг или только что прочел труд Святителя Иннокентия Херсонского, мне всё-таки интересно выяснить какой из эпизодов обращения является наиболее достоверным.

Лично я, как религиовед любитель, считаю что это первый, а именно 9-ю главу книги Деяния апостолов.
То, что вспоминал апостол Павел в двух других эпизодах нельзя отрывать от контекста, поскольку они были произнесены в определённое время, в определённом месте, в определённых условиях и для определённых людей.
В 9-ой же главе евангелист Лука пишет, как он сам говорит, по тщательному исследованию всего сначала и по порядку. Поэтому я просто уверен, что Лука за длительное время совместных с Павлом путешествий, досконально всё у него выяснил.
Считаю, если говорить по большому счету, то вообще не стоит заморачиваться по этому поводу потому, что нельзя забывать что Священное Писание не историческая хроника, не репортаж с места событий, а боговдохновенная книга и евангелист Лука передает только то, что сам Бог хотел донести до нас через содействие Духа Святого.

В заключении я хотел бы обратить внимание на некоторые детали, которые ускользают при первых чтениях данного отрывка Деяний, а также порассуждать о тех вопросах, на которые нет явного ответа.

Во-первых,

случаи обращения очень разнообразны и повторялись в истории миллионы раз.
Обращение Савла удивительно и отнюдь не является нормой для прочих обращений. Обращённый к Савлу призыв стать апостолом язычников можно сравнить с призывами, обращёнными к Моисею, Исаии, Иеремии, Иезекиилю …

Осияние небесным светом, падение ниц, Божественный голос свыше — всё это традиционные элементы подобных рассказов об обращениях и избраниях.

В привычной реальности мы такое не наблюдаем и не испытываем. Но непостижимая глубинная таинственность многих тысяч обращений и их необъяснимость рациональными причинами,
их экзистенциальная значимость для индивида — а в случае с Савлом и для всей всемирной истории — неизбежно ведет к признанию их «чудесности» и к соответствующим изображениям чуда.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Ещё Ианнуарий (Ивлиев) в своих Беседах на книгу Деяний апостолов, которые он читал на радио «Град Петров» (к сожалению жизнь отца Ианнуария оборвалась прежде, чем он успел дочитать их до конца) обращает внимание на Пути

(если получится я предлагаю послушать голос отца Ианнуария в маленьком отрывке из его Бесед)

Из истории христианской церкви мы знаем что в первых проповедях апостолов часто раскрывалось учение, которое содержит нравственные заповеди в виде так называемого «учения о двух путях».


Об этом мы ещё может быть поговорим если будем рассматривать Учение двенадцати апостолов (Дидахе).

По какому же пути шёл Савл, когда с ним случилось это чудо по дороге в Дамаск и по какому пути он пойдёт дальше, так вот я всё думаю, а по какой дороге мне с ним по пути.

Во-вторых,

выше я дерзнул заметить, что мол не так важны некоторые второстепенные детали описания обращения, как например, слышали ли голос с небес спутники Павла или они видели только свет,..
второстепенные, потому что главное здесь то, что Небесный свет, таинственный голос, падение на землю — все это традиционные черты библейских описаний Богоявления.

Голос воззвал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» — так мы читаем в Библии, однако в оригинале Иисус обращается к Савлу по другому, по-арамейски (или по-еврейски). И это в тексте Луки отмечено написанием имени: (Саул, Шаул)! То же самое имя Саул мы слышим из уст Иисуса в двух других историях обращения Павла в христианство (Деян 22:7; 26:14). Во всех прочих случаях Лука использует греческую форму еврейского имени Саул — «Савл».

И это очень важно, на мой взгляд, это значит то, что Бог обращается к Савлу не как к врагу,
не как к гонителю и убийце, а по имени, которым его называли дома, так, как его, наверное, называл отец … и вот сейчас (хотя очень испуган) он как бы слышит отеческий голос, который не то чтобы укорял, а как бы сожалел о его поступках, мол ну и что трудно тебе идти против рожна …  и Савл не оправдывается, не пытается даже что-либо объяснять, он уже всё понял, он уже всем сердцем чувствует, что поступал не так, как от него ожидали … он уже готов на всё чтобы только исправить это как-нибудь, но он не знает что делать, он ждет намёка, совета, подсказки отца — “Господи! что повелишь мне делать? .

Хотя уже давно сделано наблюдение, что «Трудно тебе идти против рожна» — это греческая пословица, часто встречающаяся в античной литературе ещё от V века до н.э. например, у Еврипида: «Чем на рожон идти — ты б лучше жертву ему принес; ты — человек, он — бог!» .
Хотя эта пословица встречается также и у латинских авторов, но большинство ученых склоняется к мысли, что Лука использовал текст из «Вакханок» Еврипида, поскольку там также речь идет о преследовании бога.
Во многих толкованиях, в том числе и православных авторов, иное мнение, возможно они просто не чиали древнегреческую литературу.
Уверен, что еще много интересного можно узнать, читая толкования и комментарии к этому месту Священного Писания.

В-третьих,

ну ладно апостол Павел, исключительная личность, он мог хоть со страхом и трепетом, поговорить даже с самим Богом, даже если раньше это позволить себе могли это только избранные пророки но теперь оказывается всё изменилось.

Жил да был в Дамаске один еврей, апостол из 70-ти, с именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи, наверное очень трудно представить, как это можно что запросто,
как будто по мобильнику, Господь обращается к ученику …
но совершенно невозможно себе вообразить, что этот ученик ещё и возражает ему
«Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое».
Конечно слова ведь из Священного Писания очень благочестивы, а то этот Анания, думал на самом деле, мне лично не трудно догадаться, просто он видимо забыл, что Господь и мысли все наши знает наперёд, надо помнить об этом наперёд.

Вот такие времена настали, когда каждый христианин может напрямую обратиться к Богу и услышать от него ответ, Бог всегда откликается на просьбу.

В-четвертых,

…на третий день его отыскивает уважаемый в городе иудей по имени Анания. Неизвестно, где и когда он стал христианином, но мы знаем, что молва уже донесла до Анании имя гонителя. И все же, повинуясь велению Божию, он осмелился предстать перед этим страшным человеком. Он входит в дом Иуды, справляется о Савле, а когда его подводят к слепому фарисею, восклицает: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!»

«И тотчас, — пишет Лука, — как бы чешуя отпала от глаз его». В этот же день Торсянин принимает крещение во имя Иисуса. Потом, согласно Деяниям, Павел открыто заявляет себя исповедником, новообретенной веры.

Но в Послании к галатам сам апостол вносит уточнение в последовательность событий. По его словам, он сначала удалился в Аравию, в соседнее Набатейское царство (Гал. 1:17).

протоиерей Александр Мень

Вот как раз здесь у меня и появились вопросы, ответов на которые я не знаю до сих пор:

  • О чём таком проповедовал Савл в Дамаске что приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске
  • Зачем Савл удалился в Аравию, в соседнее Набатейское царство.
  • Когда и где он получил необыкновенное откровение от Бога — о восхищении его до третьего неба… А чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, ему дано было жало в плоть, ангел сатаны, удручавший его.

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я пытался рассуждать примерно так:

И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

То, что Иисусе есть Сын Божий в Дамаске говорили уже давно и удивительного здесь разве то, что это теперь можно было услышать от столичного фарисея, лучшего ученика самого Гамалиила, …
хотя, потеряв зрение даже на три дня и вновь его обрести … не в такое ещё поверить можно,
этим в замешательство Иудеев привести вряд ли было возможно.
Значит Савл должен был говорить такое, чего в синагогах они ещё не слышали.

Зачем Савл удалялся в Аравию, в соседнее Набатейское царство, думал я и первое что приходило на ум это то, что он уходил туда за деньгами. Савл ведь был родом из очень зажиточной еврейской семьи и вряд ли сразу же после обращения он готов был жить на подаяние. Столицей Набатейского царства была знаменитая Петра. … Набатеи считались очень эффективными торговцами. Кроме «купи-продай» они также выстраивали налоговую политику так, чтобы стимулировать торговцев проходить через их города, поэтому Савл сам или с отцом не могли не посетить этот город, более того скорее всего у них в этом городе были знакомые. Вот к ним и удалялся Савл, не в Иерусалим же идти.

Тогда я решил немного разузнать про Набатейское царство, поскольку кроме названия ничего о нём не слышал. Это оказалось с помощью Гугл сделать не так сложно.

И вот что у меня получилось:

Древняя Петра: вырубленный в скале город, здесь снимали фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход».  Но главное не в том, что здесь снимали фильм, а то что горы Аравийского полуострова скрывают древнюю цивилизацию набатеев. Это пожалуй одно из последних сохранившихся царств допотопного периода, где ещё сохранились потомки нефилимов и прочей нечести.

Из библейской истории можно узнать что Набатея при своём образовании заняла бо́льшую часть территории Эдома (Идумеи). Основателем Идумеи считается сын библейского патриарха Исаака Исав (Эдом), брат Иакова, не переселившийся вслед за ним в Египет. Столицей Идумеи был город Петра (Села), расположенный в высоких неприступных горах. Кстати мне кажется интересным тот факт, что слово Эдом (красный) произошло от имени Исава, который стал называться именем Эдом после того, как продал своё первородство младшему брату Иакову за чечевичную похлёбку. Хотя может быть Исав просто родился красным, а потому и получил такое прозвище. В любом случае, так стали называться его потомки эдомитяне или, по-гречески, идумеи.

Дальше больше, имея такую дурную наследственность пошёл этот народ по скользкой дорожке.  
При исходе из Египта жители Идумеи не позволили евреям во главе с Моисеем пройти через их земли. Идумея была данником Ассирии, затем и  Нововавилонского царства.

Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты.

Из истории религии мы уже знаем каким богам покланялись в Ассирии и в Нововавилонском царстве, а также чем закончилась история этих царств, такая же судьба в скором будущим уготована и Набатейскому царству.

И вот что я думаю по этому поводу: в эти годы, когда Савл удалялся в Аравию, в это Набатейское царство, правителем которого с 9 года до н. э. по 40 год н. э., был Арета IV, называемый «Великим», который был большим поклонником греческой культуры, что также могло его сближать с образованным Савлом.

Кроме того Арета IV выдал замуж за Ирода Антипу свою 12-летнюю дочь Фазелис  — старшую из 5-ти дочерей. После нечестивого брака супруга с Иродиадой она вернулась в 35 году к отцу.
Это усложнило и без того тяжёлые, из-за пограничного вопроса, отношения между правителями. 
Ну и как следствие Савл там был в безопасности от иудейских властей.

И всё же что-то подсказывает мне что отправлялся он туда не без благословения Иисуса, чтобы насмотреться на этих языческих богов и демонов, изучить их для предстоящей борьбы с ними, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

Почему Господь назвал Савла «избранным сосудом»? Что это значит? Бог избрал такой образ, чтобы объяснить, что Савл, как сосуд, наполнился силой Божией, что ему предстоит выполнить особое задание, решить одному ему посильную задачу от Господа. Что это за задача, станет понятно позже и мы с каждым последующим рассказом будем следить как фарисей Савл становится апостолом язычников.

PS

…и когда я уже закончил сегодняшний рассказ мне попалась книга адвентиста Александра Владимирова, в которой он пишет   об апостоле Павле в трудах Блаватской, где она называет Павла медиумом, и что он был частично, если и не полностью, был посвящен в теургические тайны, — почти нет сомнений. Его язык, фразеология, настолько своеобразны и присущи греческим философам, некоторые выражения, употребляемые только Посвященными — являются верными отличительными признаками, ведущими к такому заключению. Слова апостола Павла (в Посланиях) Елена Павловна называет «недвусмысленными», свидетельствующими о том, что апостол принадлежал к мистам (посвященным), и говорил о вещах, показываемых и объясняемых только в мистериях. 

Как относится к этой новой информации я пока не знаю, однако знаю отношение православных ученых к учению Блаватской, и из каких источников (бесовских) она получает информацию, поэтому иногда достаточно просто изменить знак с плюса на минус, и её информация станет достоверной.

P.P.S.

Это книги, как и обещал понемногу выкладывать, которые легко найти в интернете.

Это фильмы, которые можно посмотреть прямо сейчас:

Библейские сказания: Апостол Павел. Чудо на пути в Дамаск (2000)

Апостол Павел. Документальный фильм митрополита Илариона

3 комментария к “Святой апостол Павел Обращение Савла”

  1. Удивительно скрупулёзный подход к исследованию актуальной темы об Апостоле Павле, которому принадлежит основная, если не бОльшая часть Священного писания.
    Мало кто, не считая Архимандрита Ианнуария Ивлиева и немногих прочих исследователей, мог бы взяться за такую глубинную и а общем достаточно закрытую тему.
    Автор не побоялся подводных камней на пути подобного анализа, растолковав простому диванному обывателю (снабдив его при этом ярчайшими ссылками), основные аспекты деятельности величайшего проповедника христианской веры апостола Павла.
    Поражают смелость, логика, пытливый редкий ум, стремление автора донести до нас суть апостольского служения Павла уже после Воскресения Христа.
    Автор искренен и простодушен (что очень подкупает), так как не стесняется высказать собственное сомнение и приглашает нас в участники расшифровок посланий св. Апостола Павла, действительно покрытых светом чуда и божественной тайны.
    Прекрасная объемная исчерпывающая работа мыслящего человека, которая ещё найдет своё отражение на пути нашего следования к пониманию Истины.

    Ответить
    • Большое спасибо Наташа за такую высокую оценку ученической работы.

      После такого комментария хочется продолжать начатую работу потому что даже если пишу коряво и непрофессионально, но она вызывает отклик от близкого человека, это дорогого стоит.

      Духовная жизнь человека предполагает не только посещение церковных собраний или праздничных служб, но она может существовать и в простой обыденной жизни, на работе, в учебе, в путешествии.

      Даже при простом обсуждение Священного Писания в семейном кругу или среди близких тебе людей всегда можно ощутить свою постоянную связь с Господом, который говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

      Ещё раз спасибо тебе Наташенька, может быть к нашему разговору присоединится кто-нибудь ещё.

      Ответить
  2. Спасибо большое Леониду Николаевичу за такое талантливое и сильное описание и историю обращения апостола Павла. «Избранный сосуд» — так говорится об апостоле. Автор не боится сложных перипетий исследования. Отсылка к Елене Блаватской, в частности, свидетельствует о незаурядном мышлении автора и широте понимания вещей

    Ответить

Оставьте комментарий