Святой апостол Павел «ecclesia pressa»

Апостольский век в общецерковной истории — период создания основ, век решения коренных вопросов в их главной постановке. Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием её «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план.

Тем, кто хочет более глубоко изучить этот период я могу порекомендовать труды выдающихся русских историков Церкви:

  • профессор древней церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Василий Васильевич Болотов «Лекции по истории Древней Церкви, 2-й том. История церкви в период до Константина Великого»
  • заслуженный профессор Московского университета, почётный член Московской духовной академии Алексей Петрович Лебедев «Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом»
  • Василий Болотов «Три первых века христианства»

Христиан преследовали со всех сторон: иудеи, которые не признавали Христа как обещанного Мессию. Римские императоры считали христиан иудейской сектой, а простолюдины — членами тайного общества, которые едят младенцев, колдуют, устраивают оргии, христиан обвиняли и в природных катаклизмах. Власть видела в христианах врагов государства, которые идут против воли императора, а значит, являются потенциальными предателями и бунтовщиками.

По-моему то, что, должен знать каждый христианин об этом периоде достаточно посмотреть 224-ю серию видеокурса «Закон Божий» Гонение Иудеев на первых христиан.

Наверное, и запомнится то, что написано в «Законе Божием» и это правильно, у кого совсем нет времени больше можно и не читать, потому что далее я напишу то, что и как мне запомнилось об этом периоде.

В общецерковной истории этот период хронологически не самый первый, а рассматривается здесь потому что в это период на историческую арену впервые выходит человек вселенского масштаба, жизнь и деятельность которого повлияет на развитие истории всего человечества – это Святой апостол Павел.

В своем труде «Беседы на Деяния Апостольские» Иоанн Златоуст пишет:

Многие не знают даже и того, что эта книга существует, – (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она лю­бомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Не будем же оставлять ее без внимания, но станем тщательно исследовать.

Давайте прислушаемся к словам Иоанна Златоуста и посмотрим, что пишет об этом периоде Священное Писание. Для этого почитаем книгу Деяние апостолов в той части где рассказывается история первомученика Стефана, а затем немного поговорим о прочитанном.

Наверное, в эту минуту не у всех под руками эта книга, поэтому предлагаю посмотреть отрывок из фильма цикла визуальная Библия Деяния Святых Апостолов 1994 г.

Пока не получилось загрузить отрывок из фильма, размер которого превысил максимально допустимый. Предлагаю самостоятельно выбрать этот отрывок по времени воспроизведения с 31.35 по 45.20, что соответствует главам книги Деяния святых апостолов с 6-й по 8-ю.

После Пятидесятницы апостольская община, численность которой первоначально составлял 120 человек, быстро стала многотысячной и состояло не только из евреев, но и эллинистов, то есть тех иудеев, которые жили в рассеянии в других странах, а также особую группу в ней составляли «либертинцы», потомки римских рабов, вольноотпущенников.

Эти люди читали Писание только в греческом переводе, держались обычаев, усвоенных на чужбине, а наиболее образованные из них были знакомы с философией и литературой, которая возникла на базе сплава иудейства с эллинством.

Приобщение эллинистов к Церкви явилось важным событием. С одной стороны, это расширило мировоззренческие представления членов общины и внесло в нее новые веяния, а с другой — породило немало трудностей.

Главная трудность заключалась в том, что люди из диаспоры находились в определенной изоляции; языковые и культурные преграды делали их отличными от евреев — так называли тех, кто в основном жил в Иерусалиме и говорил на арамейском языке, они несколько свысока смотрели на приезжих и это не могло не отразиться и на их положении в среде назарян.

Думаю, правильным будет отметить что что первая апостольская община состояла не только из идеальных людей.

Если первые христиане относились друг к другу с любовью и почтением, и этим они выделялись от других, так что, по свидетельству современников, у них были как бы одно сердце и одна душа.

«Посмотрите, как они любят друг друга«, — писал о первых христианах известный христианский апологет Тертуллиан, то теперь всё чаще стали появляться трения, грекоязычные христиане стали жаловаться на собратий, например, они уверяли, что при ежедневной раздаче хлеба к их беднякам, особенно вдовам, относятся пренебрежительно.

Было ли это так, или упреки возникли из-за подозрительности эллинистов, но апостолы поняли, что, если не будет найден выход, им придется, «оставив слово Божие», постоянно вникать во все бытовые нужды братства. Поэтому апостолы решили пойти по пути разделения труда: собравшись вместе с другими старейшинами, они предложили создать Совет из «Семи мужей», имеющих доброе имя, мудрых и исполненных Духом, и возложить на него заботы о хлебе. Среди рукоположенных Семи святой Стефан занимал ведущее место и, вероятно, был их старейшиной.

И вот на какие эти слова из книги Деяний апостолов я хотел бы сначала обратить внимание:

Главное здесь я думаю совсем не то что Стефан ‘совершал великие чудеса и знамения’, народ в то время чудесами удивить было трудно, а то что те, кто вступал с ним в спор не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил  (в скобках можно заметить, что в числе некоторых были н только простые иудеи, но и ученики великого Гамалиила, в их числе и лучший из них — Савл Тарсянин из Киликии).

Первые христиане вовсе не отказывались от иудейской веры, они благочестиво посещали синагоги и храм, участвовали во всех религиозных мероприятиях, соблюдали всё законы и обычаи. Единственное что вызывало недовольство властей было то, что они не только не хотели отказываться от учения Иисуса Христа, но и регулярно собирались на свои собрания с евхаристическими трапезами где славили Его, а некоторые из них ещё и открыто возвещали слова Христовы.

Стефан оказался самым энергичным. Исполняя древний завет Писания и закон Церкви — заботиться о бедных, он в то же время активно выступал как проповедник.

Стефан же исполненный веры и силы, как и апостолы, получил особую благодать проповедника от Господа это премудрость, силу и твердость духа — «Не беспокойтесь о том, как и что вы говорить будете; дастся вам, что говорить; ибо не вы говорить будете, а Дух Отца вашего» — говорил апостолам Иисус Христос.

Главным в проповедях Стефана было то, что Бог Ветхого Завета не привязан к одному конкретному месту, что он во все времена призывал своих людей идти по его пути, что Бог явивший себя Аврааму, тот же Бог славы, явил свою славу и Стефану, что Иисус Христос и есть тот самый    мессия, которого так долго ждал иудейский народ.

Стефан, будучи сам эллинистом, приводит свои доказательства ссылаясь на Священное Писание:

Чем очевиднее обнаруживалась правота Стефана, опиравшегося на речения пророков, тем сильнее было раздражение его противников.

Имя того, кем же были исполнены некоторые вступившие в спор со Стефаном мы можем легко вычислить по их делам: противник и клеветник суть синонимы диавол и сатана — дальнейшие названия его, и в дальнейшем он приведет их к ещё большему злу — убийству ничем не повинных людей.

В Евангелиях говоря о сущности веры, Христос никогда не упразднял Закон и ритуал, но указывал на преимущество главного — доверия и любви. Он называл Храм домом молитвы, хотя не считал сами камни и пышное убранство святилища чем-то безусловным. Здания могут быть разрушены, лишь дух и истина остаются неразрушимы.

Учение Христово о второстепенности внешнего культа и сделал святой Стефан центром своей проповеди и его речи на суде в синедрионе, но в начале я хотел обратить внимание и   сравнить как внешне выглядели участники так называемого судебного процесса:

  • И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела – это о святом Стефане.
  • Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами – а это о судьях.

Нам, наверное, легче себе представить судей потому что озлобленных людей вокруг себя увидеть не такая большая редкость, а вот то, как изменилось лицо Стефана, мы можем представить только из описания внешности святых и старцев во время их сильного духовного напряжения. Это, пожалуй, один из первых примеров проявления мистического действия Святого Духа не только на душу, но и на физическое тело человека, преображение его, что не требует никакого научного доказательства, а постигается только личным опытом.

Речь Стефана в синедрионе занимает почти всю 7-ю главу книги Деяния апостолов, однако не стоит считать это стенограммой процесса (стенограммы в то время велись в римских судах).

Стефану задали вопрос: признает ли он себя виновным? Но он категорически отверг навет. Стоя перед судьями он чувствовал прилив сверхъестественного вдохновения. Своей речью Стефан хотел показать, что его позиция не была богохульной, тем более кощунственной.

Защитительное слово он начал издалека. Он хотел показать, что явление Иисуса было подготовлено всей историей народа Божия и что его смерть не была прискорбной случайностью. Он напомнил о Завете с Авраамом, об избавлении от рабства, о Законе, данном через Моисея, о земле обетованной и постройке Храма.

В то же время он подчеркивал, как часто люди противились воле Божией, говорил о братьях, продавших Иосифа в рабство, об израильтянах, возмутившихся против Моисея, о золотом тельце, о соблазнах идолопоклонства. У Бога была великая цель. Она далеко не достигнута сооружением Храма.

К концу выступления речь святого Стефана, начатая как защитительная, перешла в обвинительную:

Взор Стефана устремился поверх озлобленной толпы к неземному видению, сверкнувшему перед ним. “Вот я вижу, — воскликнул он, — небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!” (см. Деян 7: 56).

Яростный рев был ему ответом. Фанатики затыкали уши, чтобы не слышать его. Ни о каком суде не могло быть и речи. Здание осаждала толпа, на Каиафа перестали обращать внимание, а он, хотя и мог вызвать стражу, хладнокровно выдал эллиниста на самосуд.

Стефана вытащили из зала и с дикими криками поволокли к воротам города (кто-то вспомнил старый обычай совершать казнь за стенами). И там учинили расправу: он был сброшен со скалы, а обвинители добили его, бросая камни…

Перед смертью Стефан молился за своих убийц.

Когда убийцы расправлялись со святым Стефаном, они сложили одежды к ногам молодого фарисея, Савла Тарсянина. В самой казни он не принимал участия, но, вызвавшись сторожить одежды, хотел этим показать свое отношение к ней. Савл, формально тоже был эллинистом и, хотя был принят в среде евреев, при каждом удобном случае пытался доказать, что он еврей, даже больше чем сами евреи.

Где-то раньше читал, не вспомню сейчас, что Савл принимал активное участие в разработке инструкции по использованию орудия наказания: Камни для забивания грешника должны быть не слишком крупными, — чтобы не убить его/её с первого или второго броска. Но в то же время и не быть слишком маленькиминапример, галька неприемлема. Камень должен быть размером с мандарин, советует инструкция.

Савл не был жесток, однако уверенность в справедливости кары делала его непоколебимым. Если и закрались в душу фарисея какие-то сомнения, он решительно подавил их и принял участие в розысках эллинистов-назарян.

Одной жертвой зачинщики не удовлетворились. Они начали в городе настоящую охоту за сторонниками Стефана. По-видимому, разыскивали они в основном эллинистов, причем не щадили и женщин.

Евангелист Лука пишет, что из города в эти дни бежали все верные (см. Деян 8: 1). Но, по-видимому, большинство укрылось в Вифании и других соседних селах и вскоре вернулось. Только эллинисты во главе с Семью служителями навсегда покинули Иерусалим. Одни отправились в города севера и приморья, другие совсем уехали из Иудеи в родные места, в частности, в Антиохию.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Рождества Христова. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи…. Погибая от рук гонителей, христиане повторяли слова Святого Стефана:» Господи Иисусе Христе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех«…

Западные исследователи, комментируя историю первомученика Стефана, с давних пор подмечали некоторые неточности в изложении ветхозаветной истории, на этом построенные исследования большинства и современных западных богословов, ученых-библеистов и религиоведов, но в их погоне за сенсацией проглядывается не только богословский или научный, а иногда просто коммерческий интерес.

Кроме того, с учетом новых современных технологий появился доступ к древним иудейским источникам, в том числе и рукописным, что позволило прояснить неточности в изложении и исключить многие претензии к якобы плохому знанию исторических фактов, изложенных Евангелистом Лукой.

Таким образом, гибель святого Стефана послужила невольным толчком для дальнейшего распространения Церкви. В результате трагедии произошло и другое великое событие. Как выразился блаженный Августин, молитва первомученика была услышана и даровала христианству апостола Павла.

1 комментарий к “Святой апостол Павел «ecclesia pressa»”

  1. Спасибо.
    Прекрасно.
    Для меня лично это «хороший пинок» и мотивация😊
    Пошла читать Толстого, Ницше, Деяния апостолов…
    И это, похоже, надолго.
    Автору — аплодисменты и пожелания дальнейших открытий🙏

    Ответить

Оставьте комментарий