Святой апостол Павел в Тарсе или 10 лет молчания

После обращения Савл три года жил в Дамаске, но теперь и здесь ему угрожает смертельная опасность.  С помощью друзей ему удается спастись чудесным образом. Он направляется в Иерусалим, где встречается с апостолом Петром, но уже через две недели возвращается в свой родной город Тарс. Это практически всё, что можно узнать из достоверных источников.

Период пребывания Павла в Тарсе называют «годами молчания». Никаких сведений о его деятельности в эти годы не сохранилось. Предполагают, что он проповедовал иудеям в синагогах, а язычникам на рынках, но это маловероятно.

Люди по-разному приходят к Богу:

  • кому-то достаточно было прочитать Евангелие от Марка и всё, об этом я читал даже у известных современных православных пастырей;
  • кому-то нужно чудо, как Фоме, и очень много примеров, когда к Богу приходят за последней надеждой и получают её, а после становятся верующими. Это не плохо, но не в этом замысел Божий, впрочем, Иисус Христос об этом и говорил Фоме;
  • многие приходят к Богу случайно … никак не могу вспомнить книгу известного русского историка церкви, который описывая апостольский период, писал, что в любом городе христиан легко можно было отличить по их внешнему виду – они были какими-то чистыми, светлыми и счастливыми, поэтому многие эллинисты из разных социальных групп старались присоединиться к этим общинам и им там были рады, они начинали жить по новым для них правилам и незаметно для себя, без всякого чуда, становились также другими, не смотря на то, что их мирская жизнь, работа, хозяйство и прочее, оставалась прежними.

Главное все же в любом случае — это вера, если есть «вера с горчичное зерно», а это есть малейшая вера, такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Думаю, что и фарисею Савлу необходимо было определённое время для осмысления и укрепления веры.

Кто подзабыл что было написано о Савле в предыдущих записях или вообще их не читал, ничего не потеряв при этом, чтобы освежить свои знания об апостоле Павле предлагаю посмотреть интересный исторический фильм Владимира Хотиненко, в котором рассказчиком будет замечательный, а многими и любимый, актер Владимир Машков.

Апостол Павел — исторический фильм (Владимир Машков)

Если мы всё же захотим поглубже разобраться в этой теме, то это можно сделать только из общего контекста истории христианства, и погрузившись в неё можно представить себе картину событий, которые происходили с нашими героями, на фоне политических изменений, в далекой палестинской провинции Великой Римской Империи.

Такое вот ещё кино у нас получится.

История с очередным мессией должна была бы давно закончится после казни “Царя иудейского” и вообще стереться из памяти. Однако ученики, которые называли своего учителя Христом, волновали общество не только в Иерусалиме, но и других городах провинции. Одной из причин этого было то, что многие бежали от преследований иудейского начальства и распространяли эту весть все дальше и дальше. Это уже стало беспокоить римские власти настолько, что вмешаться в ситуацию пришлось самому ординарному консулу Римской империи в Сирии Луцию Вителлию.

Его не интересовали религиозные разборки между различными течениями иудейской религии, к которой он относился с некоторой долей уважения, как одной из самых древних. Его беспокоило больше то, что после убийства Стефана первосвященники и Синедрион настолько развязали гонения на назарян (так в то время называли христиан), что позволили себе полномочия, которыми могли обладать только римские власти.

Прибывший в Иерусалим римский легат Луций Вителлий не только заменил префекта Иудеи Понтия Пилата, но и также сместил Каиафу и назначил первосвященником Ионатана, а вскоре отстранил и его, заменив Феофилом. Все это привело к быстрому прекращению преследований.

Вскоре политические изменения произошли и Дамаске, город был передан римлянами во владение набатейского царя Ареты IV. От его лица в Дамаске стал править этнарх, или наместник. Когда ему доносят, что некий иудей сеет волнения в народе, этнарх велит найти Павла и отдает приказ охранять все ворота. Но друзья Тарсянина ночью спускают его по стене в большой корзине, и ему удается уйти из рук стражи.

Эта история описана во всех книгах об апостоле Павле, о которых я говорил раньше, о которых ниже скажу сегодня и которыми буду делиться в будущем, а также во всех учебниках по истории религии и истории христианской церкви, и чтобы не придумывать ничего лишнего перенесёмся сразу из Дамаска в Иерусалим.

Он мог бы возвратиться на родину, в Тарс, но сначала нужно, преодолев себя, побывать в Иерусалиме, где он «гнал Иисуса», гнал Его Церковь. Вот как об этом пишет протоиерей Александр Мень:

Обратный путь из Сирии в Иудею — пытка для Савла. Ведь сюда он направлялся с горделивым чувством, что борется за правое дело, а теперь идет с сознанием вины, вспоминая о Стефане, зная, что в Иерусалиме одно имя неистового фарисея внушает назарянам ужас. Савл возвращается один. В пути он спрашивает себя: как примут его новые единоверцы?

Не сочтут ли его обращение коварным ходом лазутчика, который, проникнув в их среду, намерен их погубить? И первая же встреча с учениками показывает, что опасения были не напрасны. Павла сторонятся, с ним не желают говорить; ни одна душа не верит в его искренность. Все помнят о его участии в деле эллинистов, хотя лично с ним знакомы немногие.

Полный горечи, Павел уже готов покинуть город. Верующие правы: на их месте он сам мог бы думать так же. 

Но тут на выручку Тарсянину неожиданно приходит Иосиф Варнава, попечитель Иерусалимской церкви…

После разговора с Тарсянином он почти насильно ведет его к апостолу Петру… Павел знакомится и с Иаковом, Братом Господним, но ни с кем из Двенадцати больше не ищет встречи. Зато в доме Марии он проводит с Петром две недели. Все это время они беседуют и молятся вместе…

Очень не хочется прерывать рассказ этого замечательного автора, который можно прочитать в его книге История религии в 2-х томах, том 2-ой Пути христианства.

Мне же хочется обратить внимание на людей, которых редко замечают, героев второго плана. Ведь и в простой, обыденной жизни мы также с восхищением смотрим на звезду, на начальника, на героя и совсем не думаем, что за ними стоит много людей, которые их одевают, кормят, помогают, жалеют, без которых и не было бы ни звезд, ни начальников, ни героев. Таким образом и история христианства зависит не только от апостолов, мучеников, святых, праведников, но и тех, кто рядом с ними, да и вообще от каждого из нас, кто считает себя христианином.

В истории христианства имена первоверховных апостолов Петра и Павла знают все, но назвать имена всех двенадцати получится, пожалуй, не у всех сразу, а имена 70-ти апостолов не назовут даже специалисты религиоведы.

В приведённой выше цитате мы встречаем имена новых людей, которые во многом повлияли на будущую жизнь апостола Павла и вот о них мне хочется немного рассказать.

Думаю не только мне интересно кем был Иосиф Варнава, который имел такое влияние на апостола Петра и главу иерусалимской общины Иакова,  Брата Господня.

По не многу из энциклопедий, по зёрнышку из других источников сложилась вполне ясная картинка.

Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия. Семья имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Ещё в юные годы он своими родителями был отправлен в Иерусалим для обучения у знаменитого иудейского учёного Гамалиила, где и учился вместе с Савлом. Получается Варнава знал Савла не только как гонителя и мучителя христиан, но и как благочестивого иудея, лучшего ученика школы, который отлично знал не только Писание, а ещё греческую литературу и философию.

 Традиционные еврейские праздники принято отмечать в кругу семьи, Варнаве с этим повезло, ему не нужно было ехать на Кипр, потому что в Иерусалиме практически в центре города у его сестры Марии был дом, в котором она жила со своим сыном Иоанном, будущим апостолом и евангелистом Марком. Вот в этом доме Петр и Павел две недели проводили в беседах и молитвах перед отъездом Савла в родной город Тарс. Интересно и то что этот дом не единожды упоминается в Новом Завете, хотя достаточно было бы и одного чтобы войти в историю – в этом доме была совершена Тайная Вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками.

Давно уже, когда писал я небольшое эссе о Марке, то провёл небольшое любительское исследование, фрагмент которого думаю можно вставить и в этот рассказ, хотя и неудобно цитировать самого себя.

Теперь давайте подумаем почему Иисус Христос, для последней пасхальной трапезы, Тайной Вечере, выбрал именно этот дом.

У меня нет сомнения в том, что в этом доме жила состоятельная семья, которой Христос очень доверял. Этот вывод я делаю из того, что:

во-первых, состоятельная потому что дом находился рядом с Гефсиманским садом, практически в центре столичного города; в доме было много комнат; потому что семья могла в одной из них накрыть стол на 13 гостей; ну и кто-то предоставил ослицу с осленком для въезда в Иерусалим, не думаю, что у Иисуса Христа было много тайных знакомых в городе, если ему негде было преклонить голову.

во-вторых, он очень доверял этому дому, потому что о нем не знали даже его самые близкие апостолы Петр и Иоанн, поскольку им нужен был провожатый.

Далее возникает вопрос: кому Иисус Христос доверял больше, чем своим самым близким ученикам?

Ответ мне кажется очевиден. Таким человеком мог быть только один на Земле – это его мама, Пресвятая Дева Мария.

Поскольку Она не жила со сводными братьями Иисуса, значит она могла жить только у родственников.

Можно задать еще один вопрос: с кем кроме апостолов хотел бы провести последние дни земной жизни Христос. Ответ я думаю также очевиден – с той которая эту земную жизнь ему дала, со своей мамой, Пресвятой Девой Марией. Ведь это так по-человечески, а ведь Иисус Христос был истинный Бог и истинный Человек.

Все это время рядом с Пресвятой Девой Марией была другая Мария, мама Марка. В некоторых комментариях считают, что она была рядом и во время распятия, и потом среди жен мироносиц. И после воскресения дом Марии оставался штабом для апостолов, которые часто собирались вокруг Пресвятой Девой Марии в этом доме, в той самой горнице, где проходила Тайная вечеря.

Именно в этот дом пришел спасаться апостол Петр, чудесным образом освободившись из темницы.

И той самой горнице через 50 дней после воскресения сошел Святой Дух на апостолов, которые собрались вокруг матери Христа. Это был праздник Пятидесятницы или День рождения христианской церкви.

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать атрибуты евангелистов. Он говорит, что … Марку был дан — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа…  По преданию Марк происходил из священнического рода, значит его мама Мария родственница по материнской линии Пресвятой Девы Марии, которая по отцу царского рода.

Вот таким путём выяснилось, что Мария была царского рода, значит и её брат Варнава также очень знатного рода и его семья была в родстве с матерью Иисуса Христа, а многие западные исследователи видели авторитет Варнавы только в том, что он с первых дней оказывал финансовую, а затем сам, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христианской общины.

Варнава и апостолы Петр и Иаков посчитали небезопасным оставаться Павлу в Иерусалиме и посоветовали ему вернуться в Тарс.

Приехав в родной город, Павел, по-видимому сочувствия не встретил. Во всяком случае, мы ничего больше не знаем об этом из достоверных источников. Лично мне эта тема очень близка, и не потому что нет пророка в своём отечестве, а потому что в обсуждении её я даже принял непосредственное участие.

Дело было так. Лет десять назад, когда мы все вдруг увлеклись христианством, я нашёл очень интересный и полезный православный портал Предание.ру. На этом ресурсе есть курс «Библейские истории в шедеврах мирового искусства«, на котором я впервые зарегистрировался под своим именем. В рамках курса необходимо было отвечать на некоторые вопросы или давать комментарии.

Когда рассматривали темы об апостоле Павле, я высказал неординарное предположение, суть которого заключалась в следующем:

Савл был гордостью семьи, он был лучшим учеником у знаменитого иудейского учёного Гамалиила, его выступления в Синедрионе имели успех, ему доверяли особые поручения, он подавал большие надежды … но всё пошло прахом.

Семья не приняла его и отказала в какой-либо финансовой помощи. Жена его тоже не стала женой-декабристкой и осталась в доме отца на правах вдовы сына.

В том, что Савл был женат вытекало из следующего: существовало правило, что членами синедриона должны были быть женатые мужчины, так как считалось, что женатые более сострадательны. Возможно, что жена покинула его, когда он стал христианином, так что он действительно буквально всё отдал ради Христа. Как бы то ни было, брак и жена не упомянуты в его жизни, и он не женился вновь. Женатый человек никогда не смог бы вести жизнь, которой жил Павел. Если же кто все-таки разведется, ему запрещено вторично вступать в брак.

Моё дерзкое предположение было с интересом принято руководителями портала и курса, они отмечали, что с такой стороны этот вопрос до сих пор никто не рассматривал, и он ещё долго обсуждался участниками проекта, а я в душе ещё долго этим гордился.

Тема Женский вопрос в богословии апостола Павла очень часто встречается у западных исследователей его наследия. В различных трудах непременно указывается что Павел писал:

  • …жены в церквах должны молчать. Им не позволено говорить, но они должны быть покорны, как говорит закон.
  • Пусть ваши жены соблюдают молчание в церквах, ибо им не позволено говорить; но они должны быть покорны, как говорит и закон.
  • Женщина должна учиться в тишине с полной покорностью. Я не разрешаю женщине учить или иметь власть над мужчиной.

Почему апостол Павел был так сильно настроен против женщин (предположительно)? Действительно ли Павел хотел (как многие полагают), чтобы женщин, подобно детям, было видно, но не слышно?

На первый взгляд может казаться, что Павел был очень суров к женщинам. Однако, когда мы начинаем его понимать, оказывается, что это не так! Его слова были очень неверно истолкованы, неправильно переведены, вырваны из контекста и тем самым извращены для того, чтобы внести в Церковь дисгармонию.

Так был ли Павел предубежден против женщин? Если это интересно, то мы к этому ещё не раз вернемся, когда будем подробно читать его Послания.

Савл поселился в горах в маленьком домике, в котором занимался изготовлением палаток, мог сам прокормить себя. Среди фарисеев было принято зарабатывать на жизнь ручным трудом. В мастерской отца Павел научился делать палатки, которые хорошо разбирались поставщиками армии и торговцами.

В Киликии, водились стада особой породы коз, отличавшихся своим руном. Из него изготовляли особую ткань киликию, которая шла на изготовление палаток, портьер и драпировок. Павел, должно быть, был искусным мастером. Он с достоинством не один раз напоминал, что никогда никому не был в тягость.

Об этом я думаю написано в книгах, которые я охотно предлагаю в конце записей, хотя сам читал их далеко не все.

 Долгие годы, проведённые в родном городе, не были для апостола бесплодными. Собственно, тогда и сформировался апостол Павел, которого мы знаем, как учителя веры, апостола языков.

В следующий раз мы встретимся примерно в 45-м году, когда всё тот же Варнава призовёт его в Антиохию.

В заключении, как и обещал книги об апостоле Павле

А это ещё один фильм:Петр и Павел / Peter and Paul (1981) фильм

3 комментария к “Святой апостол Павел в Тарсе или 10 лет молчания”

  1. Увлекательнейший рассказ, построенный чуть ли не методом дедукции, но подтвержденный надёжными первоисточниками.
    Хочется сказать спасибо автору за трогательное участие в описании жизни первоверховного апостола с трагической судьбой, отдавшего действительно всё за христианскую веру.

    Ответить
    • Большое спасибо за добрые, хотя и не заслуженные, слова.

      Низкий поклон за указанные ошибки и неточности в изложении материала (исправил), всегда хотел чтобы рядом рядом были неравнодушные, принципиальные, имеющие собственное мнение и в тоже время близкие, разделяющие интересы и жизненные принципы, люди.

      Ответить
  2. Большое спасибо автору за такой яркий текст об апостоле Павле и его жизненном пути. Я прочел его на одном дыхании. Очень отзывается цитата, что в древности христиане были «чистыми, светлыми и счастливыми», поэтому многие следовали за ними. Сильный образ и описание

    Ответить

Оставьте комментарий