День Святой Троицы

Этот текст был написан более 10 лет назад по книгам о. Александра Меня и других материалов из интернета.

Чудо Пятидесятницы — День рождения Церкви Христовой

Это случилось в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы.

Пятидесятница — т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Раввины говорили, что глас Божий звучал с Синая на семидесяти языках, по числу народов земли. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение.

По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Господу приносили в знак благодарности первые плоды жатвы, синагоги и дома украшались ветвями, в Храме перед алтарем священники клали жертвенные хлебы, испеченные из зерна нового урожая. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Иерусалим во время праздника становился поистине многоязычным. Сюда собирались представители «всего Израиля» с разных сторон света, а также разноплеменные прозелиты.

                                          (Прозелиты— люди, принимающие новую для них религию; в данном случае — это представители разных народов, принимающие иудаизм)

Небольшой квартал в восточной части города, где у друзей, родных и новых единоверцев поселились Петр с учениками, жил своей, особой жизнью. Это была как бы большая семья.

Уже после Распятия и Воскресения из мертвых и незадолго до Своего Вознесения Иисус Христос дал такое повеление ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. И добавил: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Согласно Деяниям, в Иерусалим прибыло около ста двадцати галилеян. Возможно, их было и больше, но по традиции это число считалось минимальным для создания отдельной общины. Таких братств, или хабурот (товариществ), объединявшихся для молитвенных трапез, в Палестине и за ее пределами существовало много. Церковные и гражданские власти относились к ним вполне терпимо.

Месяц назад расправа над их Учителем, казалось, покончила с очередным мессианским движением. Первосвященник Иосиф Кайафа был на этот счет вполне спокоен, несмотря на фантастические слухи, которые одно время ходили по Иерусалиму, но мало ли что говорят в суеверной толпе. Понтий Пилат вернулся в Кесарию сразу после Пасхи и погрузился в дела; забот и беспокойств у него хватало — инцидент с “Царем иудейским” очень скоро стерся из памяти.

Община учеников Христовых, которые получили прозвище назаряне, не походила ни на одну другую.  Она не была просто общиной набожных людей, их внутреннее духовное единение и гармоническое настроение соответствующим образом выражалось и во внешнем устроении жизни — в общении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся и, кроме того, они не собирались изолировать себя от Храма и отеческой Церкви.

Они остались в ней не по инерции, которую не смогли преодолеть. Отход от Ветхого Завета означал бы для учеников отход от Самого Господа, Который жил и учил на основе богооткровенной веры. Сам приход Его был исполнением библейских обетований. Апостолы надеялись, что установленный Им Новый Завет за короткое время распространится на весь народ Божий; но и после того, как это не случилось, Церковь продолжала сохранять прочную связь с наследием Израиля через Предание и Библию.

Если в синагогах мужчины молились отдельно, а раввины не допускали женщин в свои школы, то апостолы не хотели нарушать волю Господа, Который всегда был окружен не только учениками, но и ученицами. Поэтому по домам верные молились все вместе, как бы предвосхищая слова Павла: “нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе”.

Мариам, Мать Господа, забота о Которой была возложена на Иоанна Зеведеева, была окружена почитанием, хотя по-прежнему смиренно держалась в тени. Этим объясняется двойственность Ее образа в Новом Завете. С одной стороны,  Она — избранница Божия, “благословенная между женами”, а с другой — Хранительница тайны, о Которой знают очень немногие. Словно Она Сама упорно избегала человеческой славы.

Несомненно, впечатление, оставленное Ее личностью, было огромным. Этим объясняются легенды, которые окружили имя Марии уже в первых поколениях христиан.

Как и в дни Пасхи, горькие и радостные, с Ней были неразлучны Ее сестра, Саломея, Мария Магдалина и другие галилеянки. Все они последовали в Иерусалим с апостолами. Но с этого момента следы их теряются. Быть может, эти женщины, хранившие  удивительные воспоминания, продолжали свое скромное служение в общине, а некоторые из них вернулись в Галилею. Кто были люди, слушавшие их рассказы об Учителе? Кого согревал огонь их веры? Этого мы не знаем. Дело Божие часто совершается неведомыми путями и через незаметных людей.

Одним из первых действий учеников было избрание на место Иуды Искариотского другого апостола, дабы восстановилось число двенадцати первоначально избранных Господом.

Господь говорил о призвании Двенадцати, которым при наступлении Царства Божия надлежит играть роль патриархов и основателей истинного Израиля, Церкви Нового Завета. Но библейское число было нарушено. Один из них, Иуда, отпал, соединился с врагами Иисуса, а потом исчез. Было известно, что он погиб, но молва изображала его смерть по-разному.

Петр, убежденный, что конец предателя был предсказан в Писании, предложил заменить его учеником, который был с Иисусом с первых дней и видел Его воскресшим. Став посреди учеников, предложил избрать одного из тех, которые находились с ними при Господе, от Крещения Его до Вознесения. Как ни странно, оказалось, что таких только двое — Иосиф Варсава и Матфий. Другие возможные кандидаты, видимо, остались в Галилее. Все согласились; поставили двух учеников: Иосифа, прозванного Иустом, или Праведным, и Матфия, и в молитве просили Господа Сердцеведца указать, кого из двух Ему угодно избрать на апостольское служение. По молитве бросили жребий, он пал на Матфия, и его причислили к одиннадцати апостолам. Этим актом апостолы засвидетельствовали свою веру в обетование Христово.

Праздничное воодушевление царило и среди назарян. Все они были полны необыкновенной радости и надежды, уверенные, что Бог предназначил их для великого свидетельства. Ночь Пятидесятницы полагалось проводить за чтением Торы. Но верные в своем кругу, конечно, и прежде читали Слово Божие, отыскивая там места, указывающие на Христа. Каждое событие Его жизни, Его смерть и воскресение обретали новую перспективу в свете пророчеств. Быть может, в их распоряжении были и небольшие сборники мессианских текстов: такие книги в то время уже существовали, в частности  у ессеев.

Пророческие предсказания об Иисусе Христе

Пришествие в мир и обстоятельства жизни Иисуса.

Родится от Девы (Ис 7:14) в Вифлееме (Мих 5:2), наречётся Иисус (Спаситель,Ис 62:11), будет вместе Бог (Ис 35:4, 40:3, Пс 44:7—8, 109:1) и Человек (Ис 8:4,52:14—15), Сын Божий (Дан 3:92, Пс 2:7, 109:3) и Сын Человеческий (Дан 7:13—14), по плоти произойдёт из рода Давида (Иер 23:5—6, 33:15,
Пс 88:36—38).

Придёт с Небес на землю (Ис 40:10—11) через 490 лет после пророчества Даниила (Дан 9:24) для спасения людей (Авв 3:13, Мал 4:2, Ис 53:4) во времена возрождённого храма (Агг 2:7—9, Мал 3:1), отменит Ветхий Завет (Зах11:14) и дарует Новый (Иер 31:31—34, Ис 55:3—4, 61:8).

Будет спасаться на руках Богоматери бегством в Египет, где сокрушит идолов египетских
(Ис 19:1—2, Ос 11:1), поселится в Галилее (Ис 9:1—2). Ему будет предшествовать Предтеча (Ис 40:3—5, Мал 3:1), Иисус совершит великие чудеса (Ис 35:4—6, Дан 3:100), будет проповедовать греховному человечеству о спасении (Ис 61:1—2). Торжественно вступит в Иерусалим (Зах 9:9), Его служение продлится 3,5 года (Дан 9:27).

Страдания и искупительная смерть Иисуса Христа.

Будет отвержен иудеями (Ис 1:3—4), предан за 30 сребреников (Зах 11: 12—13), оставлен всеми последователями и даже учениками (Зах 13:7, Ис 63:3), поруган, заплёван и бит (Ис 50:6, 63:1—2), напоен уксусом (Пс 68:22), пригвождён (Зах 13:6) на крест (Иер 11:19), будет страдать (Ис 53:6), претерпит позорную смерть (Ис 53:4, Пс 21).

Предсказано землетрясение и затмение при распятии (Иоил 2:10,31, Ам 8:9, Зах 14:6—7), сошествие Христа в ад (Пс 15:10), Его победа над адом и смертью (Ос 13:14), воскресение мёртвых (Иез 37, Ос 6:3), пронзение ребра (Зах 12:10) без сокрушения голеней (Исх 12:46, Пс 33:21), разделение одежд по жребию
(Пс 21:19), захоронение в богатой гробнице (Ис 53:9), трёхдневное (Ос 6:2) воскресение (Ис 53), вознесение на Небеса (Пс 67:19) и седение одесную Отца (Пс 67:19), усыновление верующих Богу (Ис 8:18), ниспослание Святого Духа (Иоил 2:28, Ис 44:3, 59:21, Иез 36:25—27), прославление Христа после уничижения и страданий (Ис 52:13—15).

Призвание иудеев (Ис 49:6, Ос 3:5) и язычников (Ис 2:3—4, 45:14, 49:6, 54:1, 65:1—3, 66:18, Ос 1:10, 2:23, Ам 9:12, Зах 2:11), духовное Царство Христа мирное (Ис 2:4, Мих 4:3—4) и вечное (Дан 2:44, 3:100, 7:14), для которого Иисус будет непоколебимым основанием (Ис 28:16, Дан 2:34—35), всепросвещающим Солнцем Правды (Мал

С наступлением праздничной ночи апостолы читали и молились в горнице главного дома их собраний. Жилище это принадлежало, по-видимому, иерусалимлянке Марии, матери Иоанна Марка. Тут были Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иаковлев.

Приближался рассвет… как вдруг, в третьем часу дня (что по‑нашему значит в девять часов утра), внезапно что-то произошло со всеми присутствующими. Словно небесный огонь пронизал их. Это было похоже на то, что случалось с пророками в момент их призвания. Безусловно, подобный, ни с чем не сравнимый опыт может быть описан только иконными образами.

Поэтому евангелист Лука, говоря о схождении Духа Святого, пользуется библейскими символами Богоявления:

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Посторонние же наблюдатели могли видеть только, как толпа галилеян, легко узнаваемых по гортанному говору, вышла из дома и, громко славя Бога, направилась в Храм. Там, стоя среди колонн Соломонова притвора, они продолжали молиться и петь.

Громкое проявление чувств было принято на Востоке. Но все же галилеяне привлекли внимание многих. Их восторженное славословие разрывало рамки языка. Казалось, они говорили на неведомом наречии. Но поразительно, что этот лепет экстаза стал внятен людям, сердца которых были открыты. Они понимали — понимали, хотя многие из них давно забыли родной язык, живя вдали от Иудеи, а другие и вовсе не знали его.

На шум сбежалось множество народа; и все дивились, слыша, что ученики Христовы говорят с каждым на его собственном наречии. «Что это значит? – говорили они. – Ведь эти люди все галилеяне, как же они говорят на разных наречиях? Здесь собраны и парфеяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и стран Ливииских, пришедшие из Рима иудеи, обращенные из язычников, критяне и аравитяне; и все мы слышим, что они на наших наречиях проповедуют великие дела Божий!»

Для скептиков же чудо, как всегда, оставалось закрытым. Они презрительно насмехались, говоря, что эти галилеяне просто пьяны.

Апостолы встали, и Петр поднимается на возвышение. Толпа затихает. Десятки глаз впиваются в него — с изумлением, тревогой, вопросом. Рыбак и прежде говорил с народом по велению Учителя, но здесь не галилейская деревня, а духовный центр Израиля, перед ним люди, приехавшие из далеких славных городов. Его могут услышать знаменитые книжники. Однако он уже не тот Симон, косноязычный рыбак, каким был прежде.  Сначала он кажется маленьким на фоне огромных зданий и народной массы. Но вот он как бы вырастает, голос его властно гремит под сводами портика, словно перед толпой — опытный народный трибун. Словно древний пророк явился внезапно в Иерусалиме.

Вместе со знанием языков Господь даровал ученикам премудрость, силу, твердость духа. Он сказал им заранее: «Не беспокойтесь о том, как и что вы говорить будете; дастся вам, что говорить; ибо не вы говорить будете, а Дух Отца вашего». Дух Святой и внушил Петру первые слова его.

«Иудеи и все жители Иерусалима! «Знайте это и внимайте словам моим; они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь еще третий час дня; но это есть то, что предсказано пророком Иоилем: «И будет по сих», – говорит Господь, – излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… и юноши ваши будут видеть видения… и старцам вашим будут сниться сны… И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу явления на небесах вверху, и знамения на земле внизу, кровь, огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный… И всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Мужи израильские! — торжественно провозглашает апостол, — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как вы и сами знаете.  Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его”.

Петр снова ссылается на Писание и заканчивает речь грозными словами: “Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли”.

Апостол умолкает. Несколько мгновений над толпой царит гнетущее молчание. Если этот человек прав, то совершившееся — нелепо, страшно. Вряд ли стоящие здесь видели Назарянина, но некоторые могли быть в городе во время Пасхи. Казнь галилейского Учителя оставила их равнодушными. Но теперь они верят Его апостолу, принимают его слово сразу, не колеблясь. Они захвачены не богословскими доводами, а силой, исходящей от этого человека, похожего на Амоса и Исайю. Для них ясно, что через него к ним обращается Сам Бог.

Апостол умолкает. Несколько мгновений над толпой царит гнетущее молчание. Если этот человек прав, то совершившееся — нелепо, страшно. Вряд ли стоящие здесь видели Назарянина, но некоторые могли быть в городе во время Пасхи. Казнь галилейского Учителя оставила их равнодушными. Но теперь они верят Его апостолу, принимают его слово сразу, не колеблясь. Они захвачены не богословскими доводами, а силой, исходящей от этого человека, похожего на Амоса и Исайю. Для них ясно, что через него к ним обращается Сам Бог.


Эта речь, первое свидетельство об Иисусе Христе народу после воскресения Его, произвела сильное действие. Слушатели умилились сердцем и, признав прегрешения свои и свою немощь, воскликнули: «Братья, что нам делать?»

— Что нам делать? Что делать, мужи братья? — раздается хор нестройных голосов.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.

 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Никто не удивляется. Омовение давно стало общепринятым знаком духовного очищения, открывающим путь в новую жизнь. Его практиковали многие наставники, в том числе и Иоанн, приходивший из пустыни.

Все происходит непостижимо быстро. Толпы людей, предводительствуемые Петром, спускаются к каменной аркаде, где ручей образует Силоамское водохранилище. Оно разделено на две половины — мужскую и женскую. Апостолы крестят всех кающихся. Идут длинные вереницы паломников. Некоторые принимают крещение прямо в храме, в бассейне, микве, устроенном для омовений. К вечеру число обратившихся достигает трех тысяч человек.

Богомольцы не расходятся. Они готовы слушать. День за днем они с жадностью внимают Симону-Петру и другим апостолам. Они узнают, что Царство Божие уже пришло, что Спаситель принес им примирение с Богом, что Он ждет от них чистоты сердца и сострадания друг к другу и скоро явится, чтобы судить живых и мертвых.

Кайафе, разумеется, донесли о случившемся, да и сам он мог заметить: происходит что-то неладное. Но праздник, собравший в городе столько народа, был опасным временем для принятия жестких мер. Поэтому на первых порах члены Синедриона заняли выжидательную позицию. Они надеялись, что скоро беспокойные галилеяне и их взбудораженные сторонники покинут столицу, а потом волна энтузиазма спадет. Но расчеты властей не оправдались.

Христос говорил ученикам, что, если будут иметь веру, они сотворят знамения большие, чем творил Он Сам. Сила Духа не только в слове, но и в деле. Ученики осознали это не сразу.

Обещание исполнилось. Христос, Единородный Сын Божий, сошел на землю, чтобы страданиями и смертью искупить грехи мира, примирить людей с Богом и даровать уверовавшим в Него жизнь вечную и Царство Небесное. Новозаветная Церковь, основанная Иисусом Христом и распространенная апостолами при содействии Святого Духа, состоит из всех тех, которые веруют в пришедшего Спасителя и принимают Святое Крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, как повелел Христос.

Вот так со дня рождения новой веры – началась история христианства, которая длится и до сегодняшнего дня уже две тысячи лет.

2 комментария к “День Святой Троицы”

  1. Спасибо за чудесную историю. Такое выразительное, образное изложение сошествия Святого Духа.

    Ответить

Оставьте комментарий